Продолжается набор на программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ в Москве, Нижнем Новгороде и онлайн: "Психоаналитическое консультирование с применением имагинаций" (2000 ак.ч.), "Психоаналитическое консультирование детей и подростков с применением имагинаций" (1400 ак.ч.).

«Психология детских капризов и роль игры в адаптации ребёнка к действительности» в рубрике «Точка роста»

Рубрика «ТОЧКА РОСТА»
***Психоаналитический дискурс***

Психология детских капризов и роль игры в адаптации ребёнка к действительности

М.В. Вульф в своей работе «Психология детских капризов» пишет следующее:

«Каприз представляет собой «симптоматическое действие», выражающее конфликт между требованиями и возможностями реальности и влечениями, желаниями, требованиями ребенка. Каприз выражает нежелание ребенка принять эту реальность и его отрицательную, упрямую установку (Trotzeinstellung) к ней. Он есть следствие неудачного или еще неудавшегося приспособления к требованиям реальности».

О подобном столкновении желаемого с реальностью пишет и Д.В. Винникотт в своей работе «Игра и реальность». «Предполагается, что задача принятия реальности никогда не завершается, что ни один человек не свободен от напряжения между внутренней и внешней реальностью, что снижение этого напряжения приносит промежуточная область опыта, которая никем не оспаривается (искусство, религия и тому подобное).
.….Эта промежуточная область напрямую продолжает область игры маленького ребёнка, который как бы «теряется» в игре».

Процесс игры позволяет ребёнку воспроизвести эмоционально нагруженные переживания своей жизни, приобретая при этом ощущение управляемости своих эмоций. Таким образом, игра способствует проживанию им своей беспомощности в ситуации, когда желаемое наталкивается на реальность.

Взрослый также может создать символическое игровое пространство. Это может проявляться в выражении себя в творчестве (в рисовании, вышивании, открытии новых проектов и т.д.), а в терапии, например, в представлении имагинации. Символизация может послужить «мостом» через обе полярные части психического конфликта и способствовать рождению чего-то нового, более близкого к самости человека.

В этом случае становится более понятным, почему на первый план для психотерапевта выходит задача научить пациента «играть». И не столь важен в этом случае возраст пациента.

Материал подготовлен по мотивам авторского курса Бухваловой Н.И. «Психодинамическая диагностика детей и подростков» слушательницей курса Зеличенко Д.В.

Узнать о программе «Психоаналитическое консультирование детей и подростков с применением имагинаций» подробнее можете здесь.

Иллюстрация: Уинслоу Хомер «Хлыст». 1872 год.