Продолжается набор на программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ в Нижнем Новгороде и онлайн: "Психоаналитическое консультирование с применением имагинаций" (2000 ак.ч.), "Психоаналитическое консультирование детей и подростков с применением имагинаций" (1400 ак.ч.).

О методологических основаниях Имагинативной психодинамической психотерапии (ИПП)

Чтобы лучше понять предпосылки возникновения метода имагинативной психодинамической психотерапии (ИПП), необходимо глубже взглянуть на его истоки: философия, психоанализ, кататимно-имагинативная психотерапия (КИП).

Размышляя о методе КИП, автор отвечает на вопрос: «какие предпосылки существовали внутри него для дальнейшей трансформации идей в современные формы?». В статье отмечается глубина и возможности, которые были заложены в КИП.

Автор смотрит на наследие Лёйнера издалека, чтобы получить как можно более полную картину и развернутый однозначный ответ.

При рассмотрении роли КИП терапевта в психотерапевтическом процессе с точки зрения философского знания, прослеживаются кардинальные изменения. На момент становления метода КИП психотерапевту отводилась роль экспериментатора, что соответствовало естественно-научному подходу в науке и практике того времени. Затем классическая парадигма сменяется появлением концепции постмодернизма, что в свою очередь, «привело к перемене понимания роли исследователя, который из стороннего наблюдателя эксперимента стал его непосредственным участником,вносящим значительный вклад в результат исследования.»

Дальнейшие изменения в философском знании связаны с появлением структурализма и рождением идеи «ризоморфной структуры», что может описывать современный терапевтический процесс как «еще один способ маркировки реальности психотерапевтического процесса, наполненного неопределенностью, проживанием чувств и зависящего от контекста»

Изменения научно-философской парадигмы способствовали появлению новых психотерапевтических концепций в психодинамической психотерапии, открытий в психоанализе.
«Благодаря этим открытиям психотерапевтический процесс предстает более глубинным, непредсказуемым, наполненным различного рода переходами и вариантами развития, что обусловлено многими факторами, привнесенными в него участниками взаимодействия.»

Лёйнер провел огромную работу по тестированию метода и доказательству его эффективности, а также им была разработана пошаговая система подготовки КИП терапевтов. (От простого к сложному, к ассоциативному).

«Однако принципы подготовки специалистов были значительно пересмотрены в сторону более объемного, метаструктурированного подхода в том ключе, что психотерапевтические техники психодинамического подхода предполагают открытие в сознании психотерапевта философской основы – метаформы и инструмента методологической организации психотерапии как целостного процесса.»

О метаформе познания в психотерапии заставляет задуматься многомерность совремеменного психотерапевтического процесса. Мета (от греч. μετα′) означает «после» или «за пределами», символически – сверхобъемное представление, сверхобобщающий (над, и сквозь, и после), сверхчувственный, сверх+ телесный процесс познания.

Таким образом, метод КИП, его теория и практика остаются открытыми для уважительного прочтения и критического переосмысления, исходя из актуальных изменений психотерапевтической практики имагинативного психотерапевта. Благодаря структуре, заложенной в нем и символическому измерению, метод КИП, как один из источников, продолжает питать развитие нового метода ИПП.

Цитаты из статьи Н. В. Бенар. От метода кататимно-имагинативной психотерапии к новому методу имагинативной психодинамической психотерапии. // Имагинативная психодинамическая психотерапия в пространстве современной науки и практики: Сборник по итогам конференций, фестивалей и открытых семинаров. Вып. 2. М.: Медиа-ПРЕСС, 2024. С. 16-22.