Продолжается набор на программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ в Нижнем Новгороде и онлайн: "Психоаналитическое консультирование с применением имагинаций" (2000 ак.ч.), "Психоаналитическое консультирование детей и подростков с применением имагинаций" (1400 ак.ч.).

«Эротический и эротизированный перенос» в рубрике «Рабочие будни нашего института»

Сегодня в рубрике «Рабочие будни нашего института» мы бы хотели Вам представить выдержку из доклада Екатерины Андреевны Соколовой — слушательницы программы «Психоаналитическое консультирование с применением имагинаций» https://miipp.ru/psihoanaliticheskoe-konsultirovanie-... Доклад был подготовлен к открытому семинару на тему «Изучение сексуальных чувств пациента и психотерапевта в психодинамической психотерапии. Сексуализированный перенос» https://vk.com/wall-220033649_132.

Эротический и эротизированный перенос.

Эротизацию переноса разные исследователи и разные школы называют по-разному. Любовь в переносе, трансферентная любовь, эротический перенос, эротизированный, сексуализированный.
Любовь в переносе – понятие, которое использовал Фрейд, трансферентная любовь – Кернберг. Сексуализированный перенос – термин, охватывающий более широкий круг явлений, нежели эротизированный перенос, синонимом которого его часто употребляют. Коен в своей статье рассматривает сексуализированный перенос с точки зрения защитных образований пациента.

В этом докладе я хотела бы остановиться на эротическом и эротизированном переносе.

Термин «эротический перенос» в литературе часто используют для обозначения положительного переноса, сопровождаемого сексуальными фантазиями, нереальный характер которых пациент полностью осознает. Блюм пишет, что Эротический перенос – довольно обычная фаза анализа, хотя он может обладать разной степенью интенсивности и способности повторяться.
Существует континуум, от чувства симпатии к сильному сексуальному влечению, от желаний, связанных с сексуальным переносом, до осознанной, эго-синтонной предрасположенности к эротическому переносу. Именно эта настойчивая, осознаваемая, эротическая страсть, связанная с переносом, и представляет собой эротизированный перенос.

Когда такой перенос достигает столь значительной степени, что возникает требование взаимности и психоаналитическая работа перестает быть продуктивной, то можно говорить о серьезной патологии. Здесь можно вспомнить, как Фрейд выделял пациенток с элементарной страстностью и говорил, что с ними не получится продолжать анализ.

Пациент с эротизированным переносом испытывает интенсивное, иррациональное, эротическое влечение к терапевту. Он открыто требует взаимности и сексуального удовлетворения с его стороны. Эти эротические требования эго-синтонны и не кажутся пациенту чем-то неразумным или необоснованным. Наличие здесь сложных инфантильных реакций подтверждают стойкость такого переноса, сложность его интерпретаций (и отказ пациента эти интерпретации принимать), постоянные попытки соблазнить терапевта на совместное отреагирование ситуации (и периодическое отреагирование такого переноса, где роль терапевта отводится другому человеку). Пациенты могут осознавать страх, но это не страх регрессии или возмездия, а страх разочарования и горечи по поводу не полученного отклика терапевта. Пациенты могут использовать проекцию и отрицание и за счет них считать, что терапевт действительно любит их. Пациенты с эротизированным переносом охотно приходят на сеансы, но не ради терапии, а чтобы приблизиться к терапевту.

Они склонны к разрушительному отреагированию. Переносы таких пациентов исходят из лежащих в их основе импульсов ненависти. И крайнее проявление любви является отчасти средством защиты терапевта от враждебных чувств.

Враждебность и гнев, направляемые на терапевта, могут быть связаны с реальной фрустрацией пациента в ранний период жизни. В анамнезе могут быть попытки сексуального соблазнения ребенка, особенно в период эдиповой фазы, инстинктивная избыточная стимуляция в условиях отсутствия родительской защиты и поддержки, интенсивный конфликт, связанный с мастурбацией, толерантность к инцестуозному и гомосексуальному поведению в семье, возобновление и повторение рано развившейся инцестуозной активности в подростковом возрасте, часто такие пациенты в детстве принимали участие в детских играх, содержащих в себе элементы сексуального соблазнения (игра в доктора, например). Все то приводит к недоверию к окружающим и садомазохизму.

Кроме того, что эротизированный перенос может защищать терапевта от враждебных чувств пациента, он также защищает пациента от депрессивного аффекта и отражает повторение прошлого опыта.
Некоторые авторы размышляют о том, что эротизация переноса создает ситуацию, в которой пациент не смотрит на терапевта так, как если бы он был родителем, но относится к нему как к родителю, не признавая никаких «как будто». Перенос здесь не скрыт, и пациент всем своим поведением показывает веру в то, что в лице терапевта он сможет обрести родителя. То есть пациент не проецирует образ своего родителя на терапевта, а пытается заставить терапевта измениться таким образом, чтобы он уподобился родителю. Взгляд на психотерапевта как на фигуру врача полностью утрачивается.
Такое нарушение чувства реальности свидетельствует о достаточно тяжелой форме заболевания. Эротизированный перенос свойственен пациентам пограничного и психотического уровня.

Автор иллюстрации: Трини Шульц (Trini Schultz)

Фотоотчет мероприятия
decore