О методологических основаниях
Имагинативной психодинамической психотерапии (ИПП).
Осмысление Имагинативной психодинамической психотерапии с точки зрения неклассической модели самодостоверности сознания основано на многомерном восприятии психотерапевтического процесса.
Метафоричность.
«Современная наука и практика характеризуется междисциплинарностью и конвергентностью.
…Конвергентность представляет собой процесс сближения, схождения, нахождения компромиссов.
…Конвергентность помогает включить в размышления антропологический и феноменологический контекст. Значительная роль осмысления этих процессов принадлежит феноменологии восприятия Мерло-Понти (Merleau-Ponty M., 1945), который приводит метафору пианиста и его инструмента (Мерло-Понти, 1999). Благодаря функциям восприятия, инструмент становится продолжением интенций пианиста, что совершенно естественным образом уходит в бессознательные процессы. Исходя из философских идей М. Мерло-Понти, можно говорить об основополагающей функции восприятия как феномена человеческого бытия и множественности вариантов осмысления и переживаний этого бытия.
Хотелось бы также обратиться к французским философам Ж. Делезу Ф. Гваттари (Deleuze G., Guattari F., 1972) и введенному ими понятию «ризома», что может быть, как еще один способ маркировки реальности психотерапевтического процесса (Делез, Гваттари, Малахова, 2007, 2011). В противовес западной культуре, подразумевающей четкую структуру, Ж. Делез выдвигает идею культуры «кочевой», заменяет структуру «ризомой» или «ризоморфной структурой», которая означает нечто не представляющее никакой стабильной «корневой системой», но при этом растущее «разом во все стороны» и неявно содержащее «скрытый стебель». Подобные структуры живучи и синергетичны благодаря энергии творчества и самоорганизации, которые в них заложены (Делез, Гваттари, 2007).
Математик Феликс Кляйн использовал прекрасную метафору, образ «иного пространства», так называемую «бутыль Кляйна», которая впервые была описана в 1882 году. Этот образ представлен поверхностью, «в которой внутренняя и внешняя стороны неразличимы» (Малахова, Шварц-Салант, 2011, 2008). Юнгианский аналитик Н. Шварц-Салант пишет: «Если представить себе движение вдоль внутренней стороны бутыли, то фактически, мы окажемся на внешней стороне» (Шварц-Салант, 2008, с. 52-53). Подобное измерение помогает воспринимать колебание оппозиций в пространстве коммуникации, как нечто создающее волновой эффект переходов состояний из одного в другое. При наличии абсолютного вчувствования в наблюдаемую ситуацию у наблюдателя появляется возможность постоянно менять свой угол зрения, что так характерно для символического пространства.
Бенар Н.В. Имагинативная психодинамическая психотерапия в пространстве современной науки и практики. // Имагинативная психодинамическая психотерапия в пространстве современной науки и практики: Ежегодный сборник по итогам конференций и открытых семинаров. Первый выпуск / гл. ред. Н. Бенар (Малахова). – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2022. С 9-11.
картина: Александр Крухмалев «Пианист»