Какими значениями можно наполнить понятие «настоящее время» или «современный мир»? Это время или мир, в котором мы живет сейчас и которому следует дать ряд характеристик, если есть привычка размышлять над происходящим. Настоящее время – это время сочетания различных форм мышления, собирания в целое разнопланового опыта путем соединения неисчерпаемого множества различных комбинаций. Одним из способов познания реальности в современном мире является особая форма мышления, которая называется клиповой. Совокупность современных процессов приводит к трансформации сознания за счет этой особой формы мышления. Можно говорить о клиповом сознании современного человека. Это не хорошо и не плохо. Это новые условия, которые дают человеку и обществу в целом как ограничения, так и перспективы.
«Клиповое мышление порождает хаос и разрывы в стройности процессов мышления, сложности собирания в целое, но также и возможности реструктуризации и нахождения более многомерных форм сознания, где присутствуют «недосказанность» и «сверхсказанность» в процессе нахождения смыслов в информационном потоке (Гирёнок Ф.И., 2018).» (Бенар Н.В., 2024).
А что же происходит с поиском смысла жизни в современном мире для каждого отдельно взятого человека? Не все озабочены этим поиском, но если есть такая потребность движения к большей духовности и, прежде всего, способность – которую можно приобрести, если есть потребность – человеку необходимо научиться мыслить понятийно, переводить символическое в текстуальное в непосредственном или опосредованном контакте с другими людьми.
К человеку духовному, ищущему смысл, обращается философия 19 века. Субъективность выходит на первый план, происходит поиск способов универсального общения, меняется понимание отношений между людьми, возникают размышления о подлинности этих отношений.
«О подлинности отношений можно говорить, когда состоялась «встреча бытия с бытием». Чтобы эта встреча состоялась, должно случиться событие (Воробьева Л.И., 2013, Лазарев Ф.В., 2009). Событие раскрывается в вовлеченности на уровне переживаний участников коммуникации (Джендлин Ю., 1999, Василюк Ф.Е., 1984, 1993).» (Бенар Н.В., 2024).
В связи с этим изменяется сущность психотерапевтической практики. Практика становится процессом познания, исследования, что включает в себя весь жизненный опыт человека – случившийся, разворачивающийся в данный момент и существующий на уровне предвидения. Возникает множество вопросов, касающихся всех сфер жизни. При поиске ответов необходимо менять дискурс исследования, делать процесс более объемным, чтобы находить новые формам мышления, например, такие как имагинативное мышление,задающее базу имагинативного сознания. Метод имагинативной психодинамической психотерапии (ИПП) обладает всеми возможностями для подобного перехода, а имагинация «предстает как «целостный феномен познания»» (Волкова В.О., Малахова Н.В., Волков И.Е., 2020, 2021).
Цитаты из статьи Н. В. Бенар. От метода кататимно-имагинативной психотерапии к новому методу имагинативной психодинамической психотерапии. // Имагинативная психодинамическая психотерапия в пространстве современной науки и практики: Сборник по итогам конференций, фестивалей и открытых семинаров. Вып. 2. М.: Медиа-ПРЕСС, 2024. С. 11-27
Картина Хильмы Аф Клинт (Hilma af Klint) из серии «Группа III» номер 5