Продолжается набор на программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ в Москве, Нижнем Новгороде и онлайн: "Психоаналитическое консультирование с применением имагинаций" (2000 ак.ч.), "Психоаналитическое консультирование детей и подростков с применением имагинаций" (1400 ак.ч.).

Сон и сновидения — одно из самых интересных явлений человеческой психики

Коллеги, здравствуйте!

Международный институт имагинативной психодинамической психотерапии (МИИПП) приглашает Вас на программу повышения квалификации «Аналитическая работа со сновидениями в психоаналитической практике».

Программа предназначена для психологов и психотерапевтов, а также студентов старших курсов медицинских, психологических, социальных и педагогических специальностей.

Программа рассчитана на 40 ак. часов.

Мы сделаны из вещества того же,
Что наши сны.
И сном окружена
Вся наша маленькая жизнь.
Шекспир «Буря»

Сон и сновидения — одно из самых интересных явлений человеческой психики. В различные периоды истории существовали разные представления о природе и сущности снов. Одно из наиболее ранних представлений было о том, что сны – это жизнь души, покинувшей тело. У многих примитивных народов существовал запрет передвигать спящего, изменять его позу — иначе душа, вернувшись не нашла бы своего тела.

Сновидения издревле служили первичным средством для человеческого творчества, исцеления и самопознания. Многие знают, что в храмах Асклепия лечили с помощью сна («инкубация»). Греки называли этот сакральный ритуал Еnkoimesis. Жрецы Асклепия выполняли ритуал, после которого страждущие погружались в сон в абатоне — длинных крытых галереях вдоль стены храма. Во сне к ним приходил бог Асклепий и сообщал о причине недуга. Жрецы же помогали растолковать значение сна.

Истории известно множество случаев, когда идеи величайших открытий приходили во сне. Менделеев увидел во сне структуру периодической таблицы элементов в форме камерной музыки; то, что увидел Нильс Бор во сне, привело его к созданию квантовой теории и последующему получению Нобелевской премии. Сегодня большинство людей одеты в одежду, состроченную машиной, которая была изобретена во сне.

Фольклор большинства народов содержит замечательные истории о вещих снах и их толкователях. Классический пример — библейский Иосиф, сын Иакова, основные события жизни которого обусловлены снами.
В быту мы часто слышим такие выражения, как: «сон в руку», «сон дороже лекаря», «сон правду скажет, да не всякому», «каково живется, таково и спится», «выспишься — помолодеешь», «что наяву деется, то и во сне грезится», «вещий сон не обманет», «мало спал, да много во сне видал», и пр.

Все эти примеры говорят нам о том значении, которое занимают сновидения в жизни человеческой души, а также о древних истоках традиции толкования сновидений. Сновидения действительно редко оставляют нас равнодушными.

Самая первая попытка зафиксировать в письменной традиции представления о символизме сновидений — знаменитый «Сонником» греческого писателя II века до н.э. Артемидора, к которому восходит большинство современных сонников, в которых мы можем узнать, что мыть руки – к неприятностям, потеря зуба – к смерти близких и пр.

До того, как сновидения сделались предметом научного анализа (что произошло только в начале XX столетия), они долгое время были объектом эзотерической традиции.

Систематическое психологическое изучение сна и сновидений связывают с именем З.Фрейда. Сновидения как феномен бессознательной психической активности интересовали основоположника психоанализа со времен его юности. Такой интерес был необычным для ученого-естествоиспытателя — анатома, физиолога, врача-невропатолога — в качестве которого начинал свою карьеру молодой З.Фрейд. Научная психология того времени сновидениями не занималась.

В истории психоанализа существует точная дата — 24 июля 1895 г., когда Фрейду приснился знаменитый сон об инъекции Ирме, с которого и начинается его работа по толкованию сновидений. В письме своему другу Эмилю Флиссу Фрейд замечает, что следует повесить мраморную доску на стену дома, где это случилось, чтобы увековечить момент раскрытия тайны снов. В 1900 году увидела свет его монография «Толкование сновидений», которая и поныне остается одной из наиболее фундаментальных работ в данной области.

На семинаре мы поисследуем истоки традиции толкования сновидений, обратимся к научным подходам (основоположникам и современным исследователям), рассмотрим различные техники и ракурсы, в том числе через призму терапевтических отношений. Вы получите ответы на вопросы: А что, если мне вообще не снятся сны? А как относиться к повторяющимся сновидениям? Бывают ли вещие сны? А что, если мне приснился мой пациент или я ему? Как вообще сновидения могут помочь в прояснении терапевтических отношений? Могут ли сновидения помочь в диагностике психических расстройств? Первое сновидение клиента в начале терапии или анализа, что это значит?

Семинар содержит практическую часть, в которой мы разберем сновидения «известных» пациентов З.Фрейда и К.Г.Юнга и поработаем со сновидческим клиентским материалом из современной терапевтической практики

Бонус от посещения семинара: активизация и повышенная «разговорчивость» собственных сновидений)))

Амплификация:

«Всё лишь на миг, что людьми создается,
Блекнет восторг новизны,
Но неизменной, как грусть, остается
Связь через сны.

Успокоенье… Забыть бы… Уснуть бы…
Сладость опущенных век…
Сны открывают грядущего судьбы,
Вяжут навек.

Все мне, что бы ни думал украдкой,
Ясно, как чистый кристалл.
Нас неразрывной и вечной загадкой
Сон сочетал.

Я не молю: «О, Господь, уничтожи
Муку грядущего дня!»
Нет, я молю: «О пошли ему, Боже,
Сон про меня!»

Пусть я при встрече с тобою бледнею, —
Как эти встречи грустны!
Тайна одна. Мы бессильны пред нею:
Связь через сны.»
М. Цветаева.

Преподаватель курса:
Мурзинская Анна Андреевна (Россия, Нижний Новгород) https://miipp.ru/teachers/murzinskaya-anna-andreevna/