Продолжается набор на программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ в Нижнем Новгороде и онлайн: "Психоаналитическое консультирование с применением имагинаций" (2000 ак.ч.), "Психоаналитическое консультирование детей и подростков с применением имагинаций" (1400 ак.ч.).

О методологических основаниях Имагинативной психодинамической психотерапии (ИПП)

О методологических основаниях Имагинативной психодинамической психотерапии (ИПП).

Автор предисловия к переводу статьи «Третье измерение KБ: развитие креативности и творческое решение проблем», –Н.В. Бенар, отмечает, что «Лёйнер стройно описывает креативный процесс в кататимном переживании образа. Во многом с его концепцией можно согласиться, хотя она и выглядит несколько упрощенной…». Теоретические выкладки Лейнер подкрепляет примерами из практики, и фазу инсайта он иллюстрирует случаем имагинативной сцены между учительницей и школьным инспектором (Leuner, 2004, s. 292).
«С ней были обговорены условия образного представления, т.е. заданы определенные рамки. Она должна была представить себя в пугающей ситуации взаимодействия с этим инспектором – реальным персонажем из ее жизни. Участница семинара представляет кабинет инспектора, самого инспектора, сидящего за столом и себя, входящей в этот кабинет. Далее ей надлежало внимательно наблюдать, что происходит в имагинации, и искать выход, когда ситуация покажется ей сложной. Она уменьшается в размерах, затем появляются маленькие человечки зеленого цвета, которые приходят ей на помощь. Они нападают на инспектора, который к тому моменту превращается в макет, вырезанный из газетной бумаги. Макет падает на пол и тоже превращается в крошечного человечка. Лёйнер отмечает, что имагинация длилась всего 15 минут и что в дальнейшем эта участница семинара вела себя с инспектором более уверенно, по-деловому.»
Н.В. Бенар приглашает поразмышлять о самом понятии «инсайт» и рассмотреть следующие его характеристики: «В более широком понимании инсайт предполагает осознавание своей проблемы, а также предварительную длительную бессознательную работу по поиску ее решения. В психоанализе инсайт, а затем возможность менять поведение и отношения к лучшему, рождается из способности человека осознавать свои психодинамические процессы и их символическое значение. Ключевым здесь является осознание собственных мотивов и истоков проблем (Чарльз Райкрофт. Критический словарь психоанализа. СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1995. 250 с.).»
Автор предисловия обращает внимание, что «в вышеописанном случае глубинной внутренней работы не произошло. Участница семинара не имела возможности соприкосновения с собственными внутренними трудностями из-за необходимости быстрого решения проблемы, которая разрешилась благодаря определенному ее обесцениваю в образном представлении (уменьшившаяся пациентка, бумажный инспектор, который затем также уменьшился до размеров пациентки и маленькие зеленые человечки). Интересно было бы поразмышлять, кем в переносе для слушательницы семинара явился ведущий, который задавал мотив к имагинации: инспектором, зеленым человечком? Скорее всего, подобный вариант работы с имагинацией подходит для коучинга, что в дальнейшем и произошло с КПО. Метод активно стал применяться в коучинге и потерял свою самостоятельность. Хотя Лёйнер и пишет, что метод КПО или затем КИП, вполне самодостаточен, на практике, это оказалось далеко не так.»

Выдержки из Предисловия к переводу Х. Лёйнера: Третье измерение KБ: развитие креативности и творческое решение проблем. Бенар Н.В.// Имагинативная психодинамическая психотерапия в пространстве современной науки и практики: Сборник по итогам конференций, фестивалей и открытых семинаров. Вып. 2. М.: Медиа-ПРЕСС, 2024. С. 185-199

Иллюстрация: Hilma af Klint, The Ten Largest/Хильма аф Клинт. Десять самых важных.