Продолжается набор на программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ в Москве, Нижнем Новгороде и онлайн: "Психоаналитическое консультирование с применением имагинаций" (2000 ак.ч.), "Психоаналитическое консультирование детей и подростков с применением имагинаций" (1400 ак.ч.).

«От зависимости через переходный объект к игре» в рубрике «Рабочие будни нашего института»

Предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Рабочие будни нашего института», где мы будем размещать отрывки из докладов наших студентов.

Сегодня хотели бы Вам представить выдержку из доклада Ирины Шмаровой — слушательницы авторского курса Бухваловой Н.И. «Психодинамическая диагностика детей и подростков» https://miipp.ru/program/psihodinamicheskaya-diagnost..
Тема доклада «От зависимости через переходный объект к игре».

Для младенца абсолютно невозможно продвинуться от принципа удовольствия к принципу реальности или выйти за пределы первичной идентификации (см. у Фрейда (Freud), 1923) без хорошей матери. Хорошая «мать» (не обязательно собственная мать ребенка) — это человек, который активно приспосабливается к потребностям ребенка.

В самом начале, адаптируясь к ребёнку на все сто процентов, мать создаёт иллюзию того, что её грудь является частью ребёнка.
По мере взросления стопроцентное приспособление к нуждам младенца постепенно ослабевает. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности справляться с тревогой и досадой (фрустрацией).

Наиболее фрустрирующая ситуация для младенца – это уход матери. Пережить отсутствие мамы на недолгий срок ребёнку помогает переходный объект. Ребёнок нуждается в объекте, который на время разлуки с матерью создаёт иллюзию её присутствия или, по крайней мере, её успокаивающих, защитных функций. Переходный объект, который прижимает к себе оставшийся без матери ребёнок, служит защитой от тревоги, особенно тревоги депрессивного типа. Он обогащает ребёнка опытом символизации и предшествует умению адекватно оценивать реальность, в том числе различать фантазию и реальность.

Так возникает переходная область, или, в теории Винникота, потенциальное пространство между ребёнком и внешним миром. Если всё идёт хорошо, заключает Винникот, опыт переживания фрустрации помогает ребёнку постичь, что внешние объекты реальны. Когда сильное приспособление к потребностям ребёнка неоправданно затягивается, младенец обнаруживает себя в волшебном мире, где внешние объекты ведут себя идеально и никогда не разочаровывают его. Он развивается в галлюцинаторном, а не в реальном мире любимых и ненавистных объектов. Только неполная адаптация к потребностям ребёнка делает объекты реальными и развивает способность младенца выражать отношение к внешней реальности, адекватно оценивать её и думать о ней. Появление переходного объекта для ребенка означает выход из состояния слияния с матерью, т.е. из нарциссического типа объектных отношений.

Для ребенка переходная зона является игровым пространством, позволяющим ему преодолевать сепарационную тревогу, а также отсутствие матери. Переходная зона – это пространство игры, а игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия, и это становится условием, определяющим психическое развитие ребенка, развитие способности к символообразованию, связанного с развитием мышления и интеллекта.

В игре ребенок использует предметы из внешнего мира для того, чтобы использовать их в качестве заместителей значимых объектов, элементов, извлекаемых из своего внутреннего мира. Это проигрывание воображаемых возможностей и способностей, которыми в реальности ребенок еще не обладает. Т.е. – это пространство мечты, с одной стороны, а с другой – пространство реальности, в котором реальность как бы обслуживает мечты ребенка, при этом воспроизводятся его внутренние потребности и переживания.

Таким образом, феномен перехода и переходного объекта помогает нам понять, как происходит творческое развитие индивидуума, и каким образом мы можем инициировать изменения в психотерапевтическом процессе. В связи с этим Винникотт предлагает рассмотреть важную составляющую терапевтического процесса – способность психотерапевта к игре, благодаря которой он приводит своего пациента к состоянию, в котором последний способен играть, что способствует благотворным изменениям в личности пациента.

Иллюстрация: Эмилия Шанкс