Предлагаем вашему вниманию новую рубрику «Рабочие будни нашего института», где мы будем размещать отрывки из докладов наших студентов.
Сегодня хотели бы Вам представить выдержку из доклада Ирины Шмаровой — слушательницы авторского курса Бухваловой Н.И. «Психодинамическая диагностика детей и подростков» https://miipp.ru/program/psihodinamicheskaya-diagnost..
Тема доклада «От зависимости через переходный объект к игре».
Для младенца абсолютно невозможно продвинуться от принципа удовольствия к принципу реальности или выйти за пределы первичной идентификации (см. у Фрейда (Freud), 1923) без хорошей матери. Хорошая «мать» (не обязательно собственная мать ребенка) — это человек, который активно приспосабливается к потребностям ребенка.
В самом начале, адаптируясь к ребёнку на все сто процентов, мать создаёт иллюзию того, что её грудь является частью ребёнка.
По мере взросления стопроцентное приспособление к нуждам младенца постепенно ослабевает. Чем старше ребёнок, тем больше его возможности справляться с тревогой и досадой (фрустрацией).
Наиболее фрустрирующая ситуация для младенца – это уход матери. Пережить отсутствие мамы на недолгий срок ребёнку помогает переходный объект. Ребёнок нуждается в объекте, который на время разлуки с матерью создаёт иллюзию её присутствия или, по крайней мере, её успокаивающих, защитных функций. Переходный объект, который прижимает к себе оставшийся без матери ребёнок, служит защитой от тревоги, особенно тревоги депрессивного типа. Он обогащает ребёнка опытом символизации и предшествует умению адекватно оценивать реальность, в том числе различать фантазию и реальность.
Так возникает переходная область, или, в теории Винникота, потенциальное пространство между ребёнком и внешним миром. Если всё идёт хорошо, заключает Винникот, опыт переживания фрустрации помогает ребёнку постичь, что внешние объекты реальны. Когда сильное приспособление к потребностям ребёнка неоправданно затягивается, младенец обнаруживает себя в волшебном мире, где внешние объекты ведут себя идеально и никогда не разочаровывают его. Он развивается в галлюцинаторном, а не в реальном мире любимых и ненавистных объектов. Только неполная адаптация к потребностям ребёнка делает объекты реальными и развивает способность младенца выражать отношение к внешней реальности, адекватно оценивать её и думать о ней. Появление переходного объекта для ребенка означает выход из состояния слияния с матерью, т.е. из нарциссического типа объектных отношений.
Для ребенка переходная зона является игровым пространством, позволяющим ему преодолевать сепарационную тревогу, а также отсутствие матери. Переходная зона – это пространство игры, а игровая деятельность тренирует знаковую функцию: замещение знаками и знаковые действия, и это становится условием, определяющим психическое развитие ребенка, развитие способности к символообразованию, связанного с развитием мышления и интеллекта.
В игре ребенок использует предметы из внешнего мира для того, чтобы использовать их в качестве заместителей значимых объектов, элементов, извлекаемых из своего внутреннего мира. Это проигрывание воображаемых возможностей и способностей, которыми в реальности ребенок еще не обладает. Т.е. – это пространство мечты, с одной стороны, а с другой – пространство реальности, в котором реальность как бы обслуживает мечты ребенка, при этом воспроизводятся его внутренние потребности и переживания.
Таким образом, феномен перехода и переходного объекта помогает нам понять, как происходит творческое развитие индивидуума, и каким образом мы можем инициировать изменения в психотерапевтическом процессе. В связи с этим Винникотт предлагает рассмотреть важную составляющую терапевтического процесса – способность психотерапевта к игре, благодаря которой он приводит своего пациента к состоянию, в котором последний способен играть, что способствует благотворным изменениям в личности пациента.
Иллюстрация: Эмилия Шанкс