Эти две темы не представляется возможным разделить. Например, вопросы, которые могли бы звучать:
— Готов ли специалист считать себя в принципе психотерапевтом?
— К психотерапевтам какого направления он себя причисляет?
— Если к психодинамическим психотерапевтам, то как он получает доступ к глубинным слоям психики?
— Каких норм и правил он должен придерживаться в своей работе?
— Каковы его профессиональные этические принципы?
С этим связаны проблемы подготовки специалистов в области имагинативной психодинамической психотерапии в свою очередь, порождающие вопросы:
— Сколько должно идти обучение?
— Какими компетенциями должен овладеть слушатель?
— Какое должно быть содержание программы, чтобы выполнить поставленные задачи?
Отвечая на один из вопросов: Как психотерапевт получает доступ к глубинным слоям психики, можно сказать, что в связи с изменившимся фокусом понимания психоаналитического процесса, на сегодняшний день источником доступа – моментом наблюдения через конфигурации переноса-контрпереноса и возможностью изменений – является развитие терапевтических отношений.
Терапевтические отношения представляют собой пространство символизации. Как говорила Марина Цветаева, в мире нет не символов, поскольку все есть символ. В терапевтических отношениях символ – это предпосылка осознавания реальных проекций как пациента, так и психотерапевта. Они – отношения наполняются бессознательными мотивами и знаниями, телесными знаками и знаками самоощущения. В терапевтических отношениях осуществляется возможность прикоснуться к неисчерпаемости и многомерности символа, способность переносить неопределенность чего-то, становящегося в плотном потоке значений этого символа.
Как постичь это в обучении? Опираясь на более чем десятилетний опыт преподавания и последипломной подготовки специалистов КИП, я хотела бы обозначить, что, прежде всего, в обучении необходимо погружение в метод. Этот процесс занимает несколько лет. Специалист, обучающийся КИП, должен овладеть множеством профессиональных компетенций, чтобы достаточно свободно практиковать в этом методе.
Базовым моментом в постижении профессии и приобретении идентичности является самопознание. Способность психотерапевта справляться с собственным сопротивлением и внутренними конфликтами является залогом дальнейшего успеха в работе с пациентами. Поэтому у специалиста должен сформироваться навык заботиться о расширении собственной осознанности, о своем психическом здоровье и профессиональном благополучии. На протяжении всего обучения необходимо прохождение: индивидуальной психотерапии, групповой психотерапии, супервизий, которые помогают проработать собственные «слепые» и «немые» зоны в практике, прохождение балинтовских групп, позволяющих осуществлять профилактику эмоционального выгорания. Основополагающее значение в этом процессе придается освоению сеттинга или рамки психотерапевтического взаимодействия – это стабильные время, место, оплата. Базовыми являются работа с переносом и контрпереносом, с сопротивлением в развивающихся психотерапевтических отношениях. В процессе подобного погружения профессиональная идентичность укрепляется, также и благодаря принятию этических норм и правил психодинамической психотерапии.
Поскольку КИП как психодинамический метод базируется на теории и практике психоанализа, психоаналитическая подготовка является необходимой. Она включает в себя лекции, семинары, работу с психоаналитическими текстами, знакомство с техниками психоанализа.
Особое внимание уделяется освоению работы с имагинациями. Имагинации являются чрезвычайно тонким инструментом психодинамической психотерапии. Развитие в обучении идет от овладения имагинациями на специально заданные мотивы, к имагинациям, рождающимся свободно, ассоциативно (Барке, Нор, 2018).
Также, по мере обучения КИП, специалист овладевает знаниями в области клинической психодинамической диагностики (ОПД-2, 2019), в области патопсихологии и психиатрии. Он учится диагностировать направленность и мотивацию (или отсутствие таковых) пациента на получение психотерапевтической помощи: структуру психики пациента, его основную проблематику, лежащую в сфере отношений, основной внутриличностный конфликт. Будущий психотерапевт должен уметь строить гипотезу относительно возможностей или ресурсов пациента к изменениям в процессе психотерапии, выбирать оптимальную стратегию работы с пациентом для достижения результата укрепления его психического здоровья, повышения качества жизни.
Продуманное и методически выверенное профессиональное обучение КИП должно давать специалисту возможность профессионального становления и постепенного укрепления профессиональной идентичности. «Со временем специалист осваивает способность «быть в одиночестве» – иметь надежный внутренний психический контейнер для собственных тревог и давать его в распоряжение пациенту, как «достаточно хорошая мать», иметь надежные хорошие внутренние объекты, ощущение надежных собственных границ и внутреннего сеттинга (Д.В. Винникотт, Ральф Р. Гринсон), или еще можно сказать, иметь надежный внутренний психический дом. Поиск и нахождение дома профессионального, круга коллег – единомышленников, и вхождение в организацию, консолидирующую специалистов, является столь же важным и дающим профессиональную опору опытом» (Малахова, 2016, с. 743).
Профессиональная идентичность психотерапевта подразумевает чувство прочности и устойчивости в идентификации с методом, с его теорией и практикой, растущее чувство доверия и уважения к тому, что он делает, ощущение себя ««дома» – как в своей профессиональной роли, так и в своем институте» (Малахова, 2016). Современному имагинативному психодинамическому психотерапевту необходимо быть открытым новому опыту, тем изменениям, которые происходят в современным мире, в науке, культуре и в философском знании, в теории и практике психоанализа и КИП. Я полагаю, что это одна их основных компетенций, позволяющих специалисту свободно развиваться в профессии. На сегодняшний день, исходя из тех изменений, которые происходят в науке и практике, изменений, которые происходят с человеком, назрела необходимость обновления методологии, поиска другого подхода или входа в столь изменившиеся способы мышления современного человека. Это пока, с одной стороны, остается на уровне интуиции, а с другой – уже воплощается в подготовке специалистов.
ИМАГИНАТИВНАЯ
ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
В ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ
НАУКИ И ПРАКТИКИ
Бенар Н.В.
https://miipp.ru/teachers/benar-nataliya-vladimirov…
Идет набор в группы на программы повышения квалификации Международного института имагинативной психодинамической психотерапии:
«Имагинативная психотерапия на современном этапе развития» (80 ак.ч.)
https://miipp.ru/program/imaginativnaya-psihoterap……
«Психодинамическая диагностика детей и подростков» (120 ак.ч.)
https://miipp.ru/program/psihodinamicheskaya-diag……
«Перенос, контрперенос в психоаналитической практике с имагинациями» (80 ак.ч.)
https://miipp.ru/program/perenos-kontrperenos-v-……
«Клиническая психология» (120 ак.ч.)
https://miipp.ru/program/klinicheskaya-psihologiya/
«Современные аспекты детского психоанализа» (80 ак.ч.)
https://miipp.ru/course/sovremennye-aspekty-dets……
«Высшая ступень КИП» (40 ак.ч.)
https://miipp.ru/program/imaginativnaya-psihoterap……
«Перенос, контрперенос в работе с детьми и подростками» (40 ак.ч.)
https://miipp.ru/course/perenos-i-kontrperenos-v-p……
В конце участники получают удостоверение о повышении квалификации.
Сведения об удостоверении вносятся в ФИС ФРДО!
Предварительная запись:
Вавилова Екатерина Валерьевна,
Тел.: +7 902 783 00 03;
e-mail: vavilova.ek@mail.ru.